Современный российский телевидение предлагает зрителям широкий выбор многосерийных картин, но не всегда легко выбрать одну из них для просмотра. Иногда после ознакомления с описанием сериала зритель разочаровывается и понимает, что ожидать от него интересного все равно не стоит. Я уже не раз сталкивалась с такой проблемой, поэтому научилась сразу определять, будет ли этот сериал интересен или нет, после того как только посмотрела рекламный ролик и название.
Но в этом случае я была удивлена именно этой картине, которую увидела на телеканале «Россия» несколько лет назад. Рекламный ролик был весьма многообещающим, что сделало его стоящим внимания. Поэтому, несмотря на то, что зритель в сериале может ожидать достаточно примитивную сюжетную линию, например историю о девушке из бедной семьи, которая дошла до вершины общества, я решила непременно посмотреть его.
Это действительно очень интересная тема, которую авторы продумали до мелочей, не прибегая к банальным сюжетам и развитию персонажей. В этом сериале есть все – и сильные эмоции, и смысл, и глубокое понимание человеческой природы.
Кроме того, мне нравится то, что в данном случае акцент сделан не на спецэффектах и современных штучках, а на человеке и его игре. Это действительно очень ценно и важно для зрителя. Сериал «Жила-была одна баба» – это именно то, чего сейчас с кинематографом нужно.
На мой взгляд, подобные картины имеют место быть и дают возможность посмотреть Россию с другой стороны, узнать ее наше время в начале двадцатого века. Если вы не готовы узнать Россию с такой стороны, то этот сериал, возможно, вам не понравится. Но если вы любите сильные и душевные картины, наполненные смыслом и эмоциями, то лучше этого сериала вам просто не найти.
Наконец, хочется сказать благодарности авторам «Жила-была одна баба» за столь сильное произведение. Мне это просто не удалось остаться равнодушной к нему, и я уверена, что вы тоже останетесь не оставившись равнодушными.
На сегодняшний день мы наблюдаем огромное количество снятых фильмов и сериалов, которые повествуют о простой девушке из бедной семьи, которая однажды выходит замуж за богатого молодого человека, в результате чего ее жизнь претерпевает значительные изменения. Мне эта тема нравится, я уже просмотрела множество подобных картин и, следовательно, достаточно неплохо разбираюсь в этом вопросе, поэтому могу сразу определить, будет ли данная картина интересной или нет. Обычно, к началу работы над проектом у режиссеров уже есть четкое представление о том, каким должно быть окончательный продукт, но бывают и исключения, когда сюжет только набирает обороты и показывает зрителю по-настоящему интересную историю. Хотя бы я была хорошо разбиралась в подобных картинах, я все равно периодически сталкиваюсь с проектами, которые меня глубоко задевают. В некоторых случаях мне даже кажется, что сейчас на экране уже невозможно найти достойное произведение, но благодарность проекту «Жила — была одна баба» возродила у меня надежду на то, что в нашем кинематографе все еще есть перспективные и талантливые создатели. Невозможно сказать, всегда ли удастся найти достойную картину, но, если приложить немного упорства и внимательности, успех и приятное времяпровождение будут гарантированы.
Я уже давно не сталкивалась с качественными многосерийными проектами, которые мне понравились с самого начала просмотра, поскольку после просмотра картин «Гордость и предупреждение», «Поменяться местами» и «Мой слуга Годфри» я уже потеряла надежду на то, что можно найти что-то особенное для себя. Мне кажется, что таких глубоких, поучительных и прежде всего жизненных картин сейчас не так много. Поэтому мне особенно нравятся сериалы этого типа, поскольку они позволяют зрителю узнать обо многих важных исторических фактах и увидеть жизнь из совсем другого ракурса.
В своем описании я хотела бы подчеркнуть следующие плюсы проекта: «Жила — была одна баба»:
- Авторы предложили нам возможность перенестись в крестьянские времена, где мы можем познакомиться с обычной девушкой по имени Варвара и еще четырьмя людьми, которые сыграют не последнюю роль в сериале.
- Сюжет сложно назвать простым. Он начинается с свадьбы девушки и заканчивается Антоновским восстанием, которое произошло в двадцать первом году.
- Сериал «Жила — была одна баба» отличается не только интересным сюжетом, но и качественной игрой актеров, которая в некотором смысле напоминает просмотр документального фильма.
- Режиссеры сериала неплохо потрудились над костюмами, индивидуально подходя к каждому из героев и таким образом делая процесс просмотра еще более увлекательным.
- Музыка, сопровождающая происходящее на экране, тоже очень достойная. она позволяет лучше проникнуться всей атмосферой происходящих событий.
Мы имеем дело с одним из тех проектов, которые можно смело посоветовать к просмотру всем своим друзьям, поскольку вы уже заранее уверены в том о чем говорите, что этот сериал будет интересен не только тем зрителям, которые любят смотреть сюжеты связанные с прошедшей историей, но и просто тем зрителям, которым очень нравиться смотреть запоминающиеся сюжеты на которые не жалко было бы потратить свободное время.
Ровно через три года я решил пересмотреть фильм «Жила была одна баба» еще раз, чтобы окончательно сформировать мнение об этой ленте. Второй просмотр подтвердил мое первоначальное впечатление: несмотря на критику либералов и фанатиков различных убеждений, фильм Смирнова является относительно честным и правдивым изображением событий того времени.
Я не отрицаю того, что в нем могут быть некоторые неточности или упрощения реальных событий. Однако подобная проблема присутствует во многих исторических произведениях, и я уже писал об этом ранее в своей рецензии на этот фильм. Причина критики также заключается в том, что авторы могли подчеркнуть некоторые аспекты, преувеличить или приукрасить события.
В частности, правые критики указывают на то, что октябрьская революция имела антирусский характер и была спровоцирована «жидомасонами», которые якобы убили русского царя и его семью. Имущиеся люди всегда стремятся приписать провал к чуждым элементам, не подчиняющимся их власти.
С другой стороны, левые критики отмечают искажение роли большевиков в фильме: коммунисты были действительно русскими, а не исключительно евреями или китайцами. Стоит отметить, что в годы Гражданской войны на стороне «красных» воевало достаточно китайцев – вопрос стоит как откуда они появляются?
Критика фильма основывается также на том, что Смирнов в титрах выразил благодарность власть имущим, и бывшим и нынешним. Но можно заметить, что подобные благодарности делают многие режиссеры. В фильме «Территория» например благодарность была такой куче чиновников среднего и высшего ранга, что страшно себе представить. Однако никто не считает «Территорию» заказным фильмом.
По-моему мнению, «Жила была одна баба» сравнима с такими лентами, как «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и «Сибириада». Эпопея про жизнь русской деревни показана довольно жёстко, но без натурализма. Это заслуга Андрея Смирнова снявшего такие прекрасные фильмы «Белорусский вокзал» и «Осень».
Еще один плюс в том, что маленькие детали, как говор, обычаи, быт русской деревни начала XX века, показан таким каким он и был. Если учесть о том, что Смирнов шёл к этому фильму — 30 лет, то это похвально вдвойне. Долгие пребывания в архивах, опрос местного населения и прочие другие действия пришлось сделать, чтобы узнать о том времени.
Крестьянский мир того времени был разделённым по имущественному цензу, вспоминается Ленин с его делением на кулаков, середняков и бедняков, но ведь всё так и было. Вспомните вышеупомянутую «Сибириаду». Отношения к Устюжаниным помните? Вот так было всегда.
Из актёров, можно выделить Дарью Екамасову — её Варвара, это не аллегория России, это собирательный образ несчастной русской крестьянки, тем более крестьянки из батраков, то есть самых бедных крестьян, самых несчастных представителей деревни.
Вообще здесь создатели с актёрами не прогадали. Роман Мадянов, Агрипинна Стеклова, Алексей Серебряков, Максим Аверин, а также Юрий Шевчук в роли вождя крестьянского восстания. Когда во главе отряда восставших, он затянул «Трансвааль, Трансвааль — страна моя, ты вся горишь в огне», мне понравилась подача этой сцены.
Но смутила форма конников в первых рядах. Они были одеты в форму белых!!! Явная ошибка художников картины! Вы бы на них ещё форму гусар времён наполеоновских войн одели бы.
Сильный образ создал Алексей Серебряков. Его роль мне тут понравилась. Максим Аверин — один из моих любимых актёров, но зачем вообще ввели его персонажа? Экранного времени на 3 минуты, образ бывшего каторжника очень сильный. Но проблема в том, что персонаж Аверина здесь просто не играет никакой особой роли. Появился и исчез. Вот и вся роль.
Отмечу, что Смирнов показал образ русской деревни именно так, как и требовалось. Здесь присутствуют все; и богатые, и бедные крестьяне, и вульгарные бабы, беглые каторжники, дезертиры, а также попросту говоря, уголовники.
Концовка фильма получилась просто мощная. Расстрелы населения, проводимые большевиками, зверства чекистов — это всё было. Другой вопрос как это подать. Но чекисты, коммунисты и прочие красные конники в фильме не вызывают хороших эмоций. По-моему так и должно быть.
Потоп смывший деревню — это аллегория, показывающая гибель старого мира, гибель старого деревенского уклада.
Замечу, что в фильме не раскрыта тема артобстрелов химическими боеприпасами под руководством будущего маршала Тухачевского, да и участие будущего маршала Жукова, тогда красного командира-кавалериста, в подавлении восстания. Быть может оно и к лучшему. Иначе Смирнова прокляли бы за то, что демонизировал наших прославленных (?) полководцев.
Можно еще заметить одну интересную деталь: на некоторых сценах было видно, как крестьяне читают книги классиков русской литературы - это показывает их стремление к образованию и культуре, а также подчеркивает важность литературы в жизни деревни.