Давно прошло с тех пор, как я закончила просмотр фильма «Красное и черное», который был выпущен на экранах в далеком 1954 году совместными усилиями Италии и Франции по одноименному роману Стендаль. После прочтения романа мне было любопытно узнать, как экранизировали произведение, но оказалось, что это не единственная версия: в СССР снимали эту историю уже в конце семидесятых годов, а французами – в девяностых. Скорее всего, мой интерес к просмотру был вызван желанием прояснить нюансы романа, которых я совсем не могла понять.
Разобравшись во всех вариантах экранизации, я осознала, что сюжет фильма «Красное и черное» достаточно точно соответствует его литературному аналогу. Конечно, некоторые сцены были исключены из экранизированной версии, но они не повлияли на основную линию повествования произведения. В фильме действие разворачивается в середине XIX века во Франции после упадка Наполеона и представляет нам главного героя по имени Жюльен Сорель – сына простого плотника, который с юности мечтает преуспеть в жизни. В своей зарождающейся карьере он рассматривает два варианта: стать епископом или жениться на богатой девушке.
Подобно тому как я не смогла оценить экранизированную версию «Красного и черного», она показалась мне очень похожей на роман Стендаля. Если бы я не знала, что этот фильм выпущен еще в далеком прошлом (в 1954 году), я с уверенностью сказала бы, что он относится к семидесятым годам XX века. Фильм достаточно красочно и театрально по стилю, но это был характерный тон того времени, который не разрушает общую картину.
Впервые обратила внимание на то, как в фильме используют закадровый голос главного героя – Жюльена Сореля. Это позволяет зрителю проникнуть в мысли и мотивацию персонажа, что делает его более понятным и симпатичным. Однако эта стилистика порой была сбивающей с толку.
Я не могла отнести к недостаткам актерской игры в этом фильме. Игроки были привлекательны и точно выбраны для своих ролей. Актёр, который сыграл главную мужскую роль – Жерар Филип, оказался не только красивым человеком, но и талантливым актером, сумевшим показать трансформацию из простого деревенского парнишки в уверенного себя молодца.
Фильм был снят скромно по европейским стандартам. Фильм не содержит постельных сцен, имеет несколько поцелуев, но они были весьма осторожными и не вызывающими нареканий.
Сюжет «Красного и черного» представлялся зрителю в двух частях и просуществовал примерно три часа. С одной стороны, такие длинные фильмы могут содержать многие увлекательные сцены, но с другой – если сюжет не слишком захватывающий, то он может показаться слишком долгим.
У меня нет желания наблюдать еще одну экранизацию романа «Красное и черное» - советскую версию. Если касаться именно этой истории, я написала выше, что мне сам роман не нравился: его главный герой так часто размышляет о своих мыслях, а они оказываются настолько запутанными. Он любит девушку и ненавидит ее в одно и то же время; он скучает и мечтает о корыстных планах. В романе и фильме много моментов, над которыми можно размышлять долгое время.
Мне кажется, что это действительно стоит сделать: прочесть роман Стендаля и посмотреть экранизированные версии в целях понимания идей, которые он хотел донести до зрителей. Очевидно, одной из основных идей – это то, как трудно преуспеть для простого человека из бедного слоя населения и, если он пытается сделать это честным путем, то он не сможет этого добиться.
Фильм «Красное и черное» представляет собой интересный взгляд на жизнь и поступки людей. Хотя этот фильм не может похвастаться захватывающим сюжетом, автор сумел донести до зрителя логичность всех действий героя, сделав его более понятным и прозрачным, чем в романе Стендаля.