Предупреждение: предстоящий текст может оказаться слишком притягательным для экшенозависимых особностей, поэтому перед тем как углубиться в его содержание, настоятельно рекомендуется принять что-либо для отвлечения внимания и предотвращения потенциального кинематографического загара. Для этого подойдут такие вещества, как "Триеро-Глубокая меланхолия" или "Пиксолан Твин", которые можно использовать в минимальных дозах до достижения необходимого уровня абстрактности мысли.
Мол, скучно? А почему бы и нет, если на экране ожидается романтизированный образ аутентичной австралийской действительности, где мистический флюид природы соседствует с утилитарным общественным порядком. "Пикник у Висячей скалы" - это одно из тех произведений искусства, которые способны заворожить и оттачивать наше воображение, превращая их в нечто более чем реальное.
История эта началась с романа Джоан Линдси в 1967 году, который тогда прошёл мимо общественного внимания. Однако, спустя восемь лет режиссёр Питер Уир взял его на вооружение и создал экранизацию, которая привлекла к себе внимание аудитории и стала своего рода открытием австралийского кино для мировой общественности. А после этого роман Линдси стал бестселлером, а сам "Пикник" - местом туристического паломничества.
В центре внимания романа – это квинтэссенция метафоричности и эфемерности, которая одновременно сочетается с чётким порядком. Здесь нет места логике и конкретике, поскольку тонкая грань между строгостью викторианской эпохи и необузданной мистической силой природы создает неповторимый образ мира "Пикника". В этом мире жёсткий кодекс общественных приличий соседствует с бунтарским духом юности, а внушаемость подавленной психики воспитанниц и интеллигентов противостоит свободному и гибкому восприятию обычных людей.
Сериал "Пикник у Висячей скалы" использует те же приёмы, что и фильм: оператор создает осязаемые образы, а окружающий мир буквально становится частью того самого опьяняющего эффекта полуденного солнца. Актёрское мастерство Натали Дормер в роли миссис Эппльярд заметно выделяется на фоне других актрис и харизматично дополняет образы персонажей сериала.
В центре внимания "Пикника" находится роль снов, которые не просто являются набором абстрактных образов, но также являются своего рода сообщениями о конкретных событиях. Здесь и здесь существует тонкая грань между реальностью и фантазией, что делает сериал непредсказуемым и увлекательным. Если вы любите мистические хитросплетения, которые изящно завуалированы под тонким кружевом метафорического повествования, то этот сериал - нечто, что должен увидеть каждый.
Впечатления от этой экранизации сложились в результате осмысления произведения на расстоянии и без сравнений с другими адаптациями или первоисточниками. Двойственное впечатление, которое я получил, говорит о том, что сериал создан на удивление высоком уровне. С одной стороны, все идеально; это даже чуть слишком идеально. В результате, мои ожидания были высоки, и всегда бывает больно когда они не оправдываются.
Мне нравится эта адаптация «Алисы в Зазеркалье», поскольку она создает эффект нереалистичности происходящего. С каждым кадром становится все более понятно, что все это не так просто, как кажется на первый взгляд. Итак, мы имеем дело с кинороманом для эстетов и интеллектуалов, в котором каждый кадр – это отдельная картина, тщательно продуманная художником до мелочей. Натурализм, интерьеры, одежда, позы и жесты привлекают внимание зрителя, а страх упустить какую-то важную деталь или подтекст интриги не позволяет оторваться ни на минуту.
Вся работа сериала выполнена в одном ключе; каждая деталь на своем месте, включая и актерскую игру Натали Дормер, которая создает впечатление надменности и кошачьей грации. Музыкальное сопровождение и игра света дополняют полотно из метафор, аллегорий и недосказанностей. И все же, сериал достаточно осязаемый, чтобы показать удушающую жару того дня и постоянно нагнетаемое напряжение.
Мне особенно приглялось гармоничное слияние различных элементов: прошлого и настоящего через флэшбэки; контраста легкой пасторально-радужной картинки и мрачной мистики, которая напоминает о готику Эдгара По; дикой природы и навязанной наивности, подавляющей в женщинах определенных сословий и состояний проблески свободолюбия. Затянутые в корсеты и невообразимые слои ткани – это как бы вещественное воплощение строгих рамок, установленных мужчинами касательно женщин.
Я даже понравилось, что финал оставил открытой возможность для интерпретации. Событие, которое легло в основу сюжета, сродни городской легенде и имеет аналоги по всему свету (например, перевал Дятлова). Как правило, такие истории не получают разгадки, оставаясь тайной, покрытой мраком. И вопрос возникает – что же тогда все это было для? Подобное нагнетание атмосферы имеет оправдание только в том случае, если в конце ожидается взрыв. В данном случае сжатие напряжения не привело к взрыву, а просто растянулось на долгое время.
В этой телевизионной постановке заметно четко выделены разнотемные нити сюжета. В центре внимания находится детективная линия, где детективами проводится расследование исчезновения волнующих девушек, а также развиваются любовные интересы между персонажами. Очевидно, что сценаристы стремились отразить сложность места женщины в обществе XX века: поначалу кажется, что все теперь уже стало возможным, но на деле пробиться к чему-либо оказывается не так уж и просто.
Приятно отметить совершенную гармонию между сценаристами и актерским составом. Художники действительно уделяли огромное внимание каждому персонажу, ни один из которых не оказался лишним или ненужным. Актёры на своем месте, буквально пронизавшиеся своим ролью.
Однако при всей красоте сериала есть одно весьма существенное недостаток - использование зловещих спецэффектов. Кажется, что их добавили с целью создания мистической обстановки, в результате чего на экране остается чувство недоумения и неопределенности.
Однако если взглянуть на сериал в целом, то можно сказать, что он представляет собой весьма достойную постановку. Очень желательно было бы раскрытие детективной линии до самого последнего момента и подведение итогов по всем остальным сюжетным нитям.