Провинциальный мир был на грани взрыва весной 1941 года, когда Гитлер уже предвосхищал быстроту захвата Советского Союза, уже имелись люди, которым предстояло руководить завоёванными территориями, городам давались немецкие названия, точнее - областям. Так, например, Прибалтика и территории Белоруссии получили бы прозвища «Остланд», а для Псковской области, Новгородской и Ленинградской области были предназначены титулы «Ингерманландия». А Симферополю суждено было стать «Оттенбургом», Крыму - «Готской областью», а Севастополю - «Гаванью Теодориха».
Для Гитлера особое значение имела Севастополь, этот русский город представлял для него наибольшую ценность и значимость. При установлении в нём своего господства он сразу бы почувствовал себя великим завоевателем.
Известно из истории, что сражение за Севастополь велось ожесточённо, я всегда удивлялась, почему при наличии такого большого количества картин о войне про Севастопольские бои мало было снято фильмов советским кинематографом. В начале шестидесятых состоялась премьера художественного фильма «Трое суток после бессмертия», затем в семидесятые вышло «Море в огне», а спустя четыре года - «Следую своим курсом». Однако из этой троицы лучше всего отражает то, что происходило на самом деле в Севастополе – «Море в огне», я имею ввиду оборону длиною в двести пятьдесят дней. Автор этого художественного проекта – Леон Сааков. Однако мало зрителей посмотрело этот фильм, а все потому, что в то же время состоялась более громкая премьера, и именно к ней оказалось приковано внимание советского народа – первый фильм, вошедший в эпопею «Освобождение».
Режиссер уже имел опыт съемок кинолент о войне, нельзя сказать, чтобы они были известными, но вполне неплохими. Это человек, который хотел быть честным и показать действительность в рамках того, что пропускала на тот момент цензура.
А ведь не все события были такими, о которых принято говорить во всеуслышание. Обычно восхваляют подвиги, геройство. А было и то, что портило репутацию, казалось позором. Как, например, эвакуация высшего командования. Но о таком нельзя говорить, как же такое могло быть в советской армии – бросить солдат на произвол судьбы. И даже если такое было, привыкли умалчивать о постыдных страницах истории.
Кинематографисты старались обойти вниманием эти события, переключившись уже на 1944 год, либо показывая отдельные события обороны Севастополя. В картине Саакова очень много персонажей, оно и понятно, ведь он показал оборону, которая длилась восемь месяцев, а это было сделать сложно, к тому же хронометраж не велик - всего две серии и сто сорок шесть минут экранного времени. Но ему удалось это сделать и очень достойно сделать.
Особый акцент сделан режиссером на детали, то, что на первый взгляд может показаться незначительным, на самом деле играет ключевую роль. Подробности, которые действительно имели место быть. Когда для запалов от бомб женское население жертвовало белье из шелка. Или когда приходилось солдатам вместо воды для каши использовать шампанское.
Самое любопытное, что Леон Сааков не ставил перед собой цели снять браваду, геройский фильм, который бы восхвалял подвиг советского народа, оказавшегося в осажденном городе. Даже можно сказать, что он выставил все происходящее в Севастополе, как рутину. Каждый герой выполняет то, что от него требует ситуация, как бы тяжело ему не было, и при этом не мыслит о почестях, не причисляет себя к героям.
Искушенному зрителю батальные сцены могут показаться не достаточно зрелищными. Но простите, это и не Голиивуд, а совок! Такие кинофильмы берут другим - своей душой. Душой, которую в них вложили все, кто работал над их созданием.
Атмосферное кино, когда полностью сосредотачиваешься на просмотре, проникаешься ко всему, что происходит на экране, каждому герою сопереживаешь. В этом и кроется ценность фильма «Море в огне». Очень выразительное кино с отличной актерской игрой о трагических страницах военных лет.
Я считаю, что этот фильм заслуживает внимания, его должен посмотреть каждый из нас. А тем более, что в 2014 году этот фильм получил «вторую молодость», была сделана цифровая копия.
О войне надо помнить последующим поколениям, подвиг советского народа не должен быть забыт. Пусть молодежь всегда знает цену подвигу, как он рождается… А ведь подвиг бессмертен.
В эпическое полотно военного времени пленительно запечатлен романтический трагический этап обороны Севастополя в годы трагической Великой Отечественной войны 1941-1942 годах, когда героические защитники города отважно сопротивлялись фашистской осаде. Захватчики стремительными темпами прорывали неприятельскую оборону под Перекопом и внезапным напором захватывали ключевые позиции на Крымском полуострове, не оставив возможности сопротивления даже малейшим группам обороняющихся.
В зените фашистской мощи, когда Севастополь оказался окруженным и обреченным на сдачу, командование нашло способ вывезти флот, а остальные силы укомплектовали пушки, оставленные без дела на кораблях, береговые батареи и незначительные отряды морской пехоты под началом генерала Петрова. В эти трагические дни обороняющихся солдат не покидало непоколебимого оптимизма и веры в победу, несмотря на невзрачные перспективы.
Очаровательно живопись исторической правды, подтверждает убеждение, что не было бы ни одного героя, если бы не были и маленькие герои. Неравный бой между небольшими группами фашистских захватчиков и оборонявшихся солдат превратился в сражение за независимость и веру в победу, где каждое отдельное лицо сыграло свою значительную роль.
Удивительно видеть, как генералу Петрову пришлось найти творческий план удержания обороны города на протяжении долгого периода времени до прибытия подмоги и спасения. В фильме мы сможем увидеть, как эта группа непобедимых солдат будет отважно сражаться за свою независимость и славу в глазах будущих поколений.