Точнее было бы сказать, что пик советского времени приходится на начало семидесятых годов, когда между людьми ощущалась глубокая ностальгия по единству духа и слиянию всех цивилизованных стремлений. Этот период характеризовался осмыслением цивилизованного строительства нового общественного порядка, в котором присутствовала постоянная забота о благополучии страждущих и униженных людей. Власть и ответственность были неразрывно связаны с моралью и нравственностью.
В этот период времени формируется новый тип советского человека, который основан на добропорядочности и служении Родине. На первый план выходят такие ценности как: поднятие закоренелых нравственных устоев, их культивирование в молодое подрастающее поколение, что делает его эпосом с ярким спектром и колоритностью героев.
Советские кинематографисты того времени сумели решить проблему осмысления нравственности на экране. Усков и Краснопольский в сотрудничестве со Ивановым создали не только художественный фильм, но и своего рода эпос общественных ценностей. Они подняли на экраны образ Зеленого Дола, сельской местности с особыми нравственными устоями, где люди живут в гармонии с природой.
Однако реальность советского бытия не слишком радовала. Сила человеческой воли и духа была не в состоянии победить коррупцию и ущерб, причиненный природной среде. В этом эпосе можно увидеть различные персонажи, отражающие общественную мораль того времени.
Например, Марья красная – это образ «богатырки», готовой выполнить любое поручение для защиты друзей и близких, даже если это стоит ей жизни. После ее ухода в мир иной она остается ассоциироваться с спокойным местом где происходит концентрация силы духа.
Однако и есть персонажи, которые показывают противоположную сторону нравственности. Так например - «удалец-молодец», доблестный богатырь, охочий до бабских юбок, но страдающий от душевного недуга.
В фильме также широко представлены маски-шоу в исполнении Устина - образы нечистоплотности. Здесь можно увидеть точность типажей актеров, вжившихся в роли и грим, музыкальное сопровождение, вера с ликами божьими, истомные взгляды, черные глаза, бороды – как один из мужских атрибутов того времени.
Фильм - это своего рода путеводитель для отважных и трудолюбивых людей. Он подтверждает необходимость защиты родной земли, уникальной красоты местной природы от врагов. Но что является главным в этом эпосе – это надежда и вера в победу народного единства.
Этот фильм - одно из доказательств того, что в сердцах людей всегда пребывает тепло дневного света, надежда на то, что в 12-00 тени снова покинут место.
Величайшее сокровище русской сценарной литературы нашел воплощение на экране в фильме, ставшим эталоном для всего поколения кинематографистов. Этот шедевр, созданный талантливой рукой Андрея Иванова, представляет собой сокровищницу русской жизни, запечатлевшую в себе истоки Гражданской войны и нравы российского народа.
Персонажи этого замечательного фильма живут на землях села Зеленоватый Дол, где среди них возвышается горделивая и благородная Марья Воронова (Наталия Русланова). Ее персонаж – образец для подражания: она работащая, отзывчивая женщина, которая без колебаний становится председателем местного колхоза. Ее верный спутник – Захар Большаков (Петр Вельяминов), который с присущей ему прямотой и честностью посвящает всю свою жизнь работе в колхозе.
Но, как всегда бывает в жизни, не все так просто: к людям из села прибывают новые обитатели - братья Меншиковы Демид (Роман Филиппов) и Филипп (Сергей Полежаев), которые оказались разоренными и теперь стремятся отомстить советской власти. Для этого они используют свои умения: козни, сплетни, ложь – все то, что низменно и подло.
Это кинофильм увлекательного характера, рассказывающий о судьбах нескольких поколений обитателей села Зеленоватый Дол. Показаны коренные зеленодольцы: Фрол Курганов (Валентин Гатаев), Захар Большаков и Анисим Шатров (Леонид Поляков). А среди более молодых персонажей: Степанида (Елена Шашкова), Светлана Меншикова (Людмила Демидова) и Татьяна Шатрова (Галина Логинова).
Достаточно сказать, что их судьбы переплетены, как и у всех персонажей. У них общие проблемы, они любят, мучаются, довольствуются и терпеть не могут. И все это происходит в этот прекрасный ансамбль артистов.
Фильм затрагивает самые глубокие вопросы: семью, любовь, почтение, добрососедство, правдивость и человечность. А персонажи этого фильма – образцы для подражания. Это и трудолюбивый Захар Большаков, и герой борьбы Фрол Курганов - человек, который отдает все свое время и силы на пользу колхозу и людям.
А теперь к негативным персонажам: Устин и Пистимея (Сергей Яковлев) – это просто мерзавцы, которые своими грязными играми пускают всех в тупик. Но и Илья Юргин (Борис Новиков), который играет их друга, вызывает у зрителей не только смех, но и приступ негодования.
Фильм продолжает показываться на экране летами, его смотрят снова и снова. Зеленодольцы в нем так близки, что кажется, они являются нашими же соседями. И это большая заслуга создателей этого шедевра - режиссеров Владимира Ускова и Вячеслава Краснопольского, а также оператора Петра Емельянова.
В этом фильме так много красоты и глубины – оно как живое произведение искусства, которое продолжает будить наши чувства. А к талантливым актерам: П. Вельяминов, В. Гатаев, А. Завьялова, С. Яковлев, Г. Польских, Б. Новиков и многие другие – их работа в фильме стала лучшим примером русской сценарной литературы.
Итак, этот замечательный фильм остается в наших сердцах навсегда как величайшее сокровище русского киноискусства.
Звездный фильм, в котором нет ничего выдающегося. Однако если бы его показали на хорошем качестве, я, возможно, и купил бы билет без колебаний. Но этого не произошло. «Навык поиска» – это то, что интересует меня самом деле. Люди с их сложными характерами, судьбы, обстановки, которые меняются с течением времени... А также ценности, которых я считаю важнейшими. И киноленты подобного типа, такие как этот, даже учитывая идеологическую перегрузку, дают нам подсказку не опускаться до временных, поверхностных ценностей и идеалов. Когда смотришь на это кино, погружаешься в его атмосферу и трудности героев, а у тебя появляются мысли: «Это я сделал бы так». Задумываешься... Этот фильм «Тени» действительно высококачественный, потому что он имеет широкий спектр персонажей – от беззаконника до благородного богатыря. И тона и цветов в нем бесчисленное количество! Мне особенно понравился Анисим Шатров. Во-первых, сыграл он свою роль очень правдиво, а во-вторых, его трагическая судьба оставляет у меня глубокое впечатление. Понимая все с головой, я осознаю, что он сам нес ответственность за сложившуюся жизнь, но сердцем ему необходимо сопереживать. А то же самое может сказать про Фрол Курганова – колоритного персонажа. Его поступки вызывают бесконечные дискуссии о том, чтобы поставить его на место. И сыгран он тоже отлично! Но теперь я смотрю не просто на кино, а на людей и их проблемы. Мне интересна история государства в этом фильме. Правда, оно было совсем не то же самое, что сейчас у нас есть, но в чем-то его можно даже оценить положительно. В каком именно смысле? Если посмотреть этот фильм, возможно вы сможете найти протест. Да и не только это – в этом аспекте «Нескончаемый зов» лучше этого фильма.
После того, как я окунула себя в волшебный мир одноименного романа, я не смогла оторваться от экранов и посмотреть адаптированный фильм. Однако, к моему величайшему удивлению, книга оказалась воплощением творческой высоты и глубоких философских рассуждений, тогда как кинообратная сторона этого произведения стала мизерной мелодрамой, лишенной внутренней динамики. Мне особенно жаль, что режиссеры решили не включить в сюжет мракобесные сектанты, чья деятельность имела решающее значение для судеб многих персонажей, а их хитрость и фальшь были так пронизаны правдой в романе. Понятно, что со временем градус борьбы между разными религиозными группировками стал наиваже снижаться, отражаясь, таким образом, на менее напряженном сюжете фильма, но в книге была более полно разработана правдивость и тонкость характеров каждого персонажа. Очевидна беззаконность Устина по отношению к собственным детям - жестокость и ненависть, с которой он отозвался на поведение Федора, отказавшегося подчиниться отцу. Немногочисленные интриги Пистимеи по поводу Варвары в течение долгих лет были просто изощренной формой манипулятивного обращения с ее дочерью. С другой стороны, фильм завершается надутым советским хэппи-эндом, где все события оказываются улажены и обнажаются на общем фоне бдительного оптимизма: воздвигнут мост, развевшиеся флаги создают праздничную атмосферу, а колонна автомобилей движется через ландшафт...В романе все происходит совсем differently. В книге есть трагедия Зинаиды, разочарование Иришки, убийство живого Устина Пистимеей и многое другое. Обязательно прочитайте книгу - она превосходна!