В сокровищнице русской литературы прячется пьеса Льва Толстого, написанная в 1886 году. Основанная на реальной истории, она долгое время оставалась на обочине театрального искусства, подвергаясь цензурному давлению. Сторонники писателя затратили целые четыре года на организацию домашней постановки, чтобы сохранить творение.
Образы людей того времени вызывают приступ мерзости. Сложно поверить, что такое повсеместное присутствие грязных тайн и нечестности в жизни обитателей того мира было уделом всего лишь отдельных личностей или какой-то конкретной группы.
В глубине души мы знаем, что люди готовы пойти на множество жертв для незначительного выигрыша, особенно когда речь идет о деньгах. Бедные и богатые живут в двух разрядах: первые в любой ситуации готовы продать свою совесть ради крохи чужого богатства, тогда как у тех, кто обрел материальное благосостояние, есть право решать судьбы других. Мне приснилось бы сном, чтобы увидеть жизнь на свете совсем по-другому.
Русский классический фильм состоит из трёх главных разделов, разделенных временем, в которых мы можем наблюдать за тем, как персонажи решают проблемы и выбирают свой путь. А затем мы видим последствия этих действий и убеждаемся: все это было предсказуемо.
Название фильма не говорит о содержании, а первоначальное название Льва Толстого «Коготок увяз, всей птичке пропасть» вбирает в себя суть этого произведения. Когда мы находимся на грани неверных поступков и вымышленных событий, нам следует помнить: первый маленький проступок не может не остаться без последствий, а со временем этот маленький грех может принести волну новых поступков, которые так же считаем нужным для выживания. И вместе с ними их результаты.
За три часа просмотра фильма я не мог найти персонажа, который вызывал бы у меня сочувствие к его положению. В каждом из 11 персонажей обитает целая галерея несчастных и жалких людей, лишенных человеческой природы. А некоторые из них так сильно очерчивались писателем в своих чертах, что даже коробили. У Андрея Филатова есть такие слова: «Ну и ушлый вы народ, ажно оторопь берет! Всяк другого чтит уродом, несмотря на то, что сам - урод...».
Этот фильм предназначен для любителей произведений русских классиков, историями заинтересованных людей и тех, кто считает свою жизнь скучной. После просмотра этого трёхчасового кинопроизведения вероятно, что ваша жизнь наполнится новыми и неожиданными красками.
В последнее время увлекаюсь сериалами, но новинки большого экрана уже не оставляют ни малейшего впечатления на меня. Однако периодически возникает желание погрузиться в кинематографические произведения, которые сложно понять или осознать. В этом случае я начинаю смотреть то, что обычно не смотрел бы. Из своих знакомых и моего поколения, многие, наверное, помнят классические произведения Николая Васильевича Гоголя - «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед рождеством» или «Ревизор». Эти работы лично мне приходили в голову как некоторый особый жанр, не театральная постановка и не кино, что-то среднее между этими двумя формами. Звуковое сопровождение с шипением, кинопленочная пленка, музыкальное оформление, звук человеческого голоса.
За этим фильмом я раньше не следил, да и лично книгу Гоголя не читал, но включив его и просмотрев первые сорок минут, он меня погрузил в детство. Все те же рисованные декорации, та же пленка с шумом, тот же звуковой ряд с эхом зала, редкая смена декораций преобладание общего фона, как правило не меняющихся. Артисты на экране явно театральные, видна игра актеров сцены, что мне походит на этот жанр.
Перед просмотром фильма я прочитал описание этого произведения и было очень впечатляющим: «Пьеса написана в духе модного в конце XIX века натурализма, по форме почти новая драма, с физиологической достоверностью и беспристрастностью воспроизводящая грубую беспросветную жизнь забытой богом и забывшей бога русской деревни…» Но когда я посмотрел фильм, то воспринял его как сказку, и не мог воспринять в другом качестве. Язык повествования такой, что он имеет оттенок XIX века с деревенским колоритом, диалоги приходится внимательно слушать, не все сразу доходит, думаю через несколько лет подобные фильмы будут показывать на уроках литературы.
Что касается сюжета, то писать его подробно не имеет смысла, поскольку это произведение явно интересное и как-то знакомое по свойствам. В нем присутствуют дедушки- заговорщицы, простые мужики, глупые юнцы, сиротки девочки и, конечно же, драма без которой жизнь русского человека не понятна.
Интересно было бы взглянуть на подобные произведения в современной интерпретации. За столетия ничего существенно в этом аспекте не поменялось. Где тот гениальный режиссер, что предаст реализма этой картине, упростит язык повествования до современного обыденного, но даст больше человеческих эмоций?
Не могу сказать, что просматривал на одном дыхании, два раза чай налил, но впечатления остались хорошие, теплые, появилось вдохновение для отзыва. Рекомендую всем этому произведению и желаю приятного просмотра.