Экранизация повести Веры Пановой 2015 года "Спутники" стала для меня второй знакомой адаптацией этой литературной классики после известного фильма 1975 года "На всю оставшуюся жизнь", с его вдохновляющей песней о том, что нам хватит горя и печали на все оставшееся время. Первый же фильм был создан в далёком 1964 году.
Пока я следила за развитием сериала, боялась, что персонаж-коммунист будет подвергнут целенаправленному "перевоспитанию" тем, кто неуклонно упирается в свои корыто. Однако благодарю судьбу за то, что обошлось.
Сцены и актерская игра в сериале выполнены гениально - невозможно оторваться. Конечно же, это поездка не только через пространство, но и во времени. Поэтому персонаж партийного работника вызывает ассоциации с Брежневым. Функционеры и верхушка власти уничтожили Советский Союз за "йогурт и жвачку". И таких людей, как Данилов после войны, стало все меньше. Оккупанты первыми убивали коммунистов, комсомольцев и советских руководителей.
Супруги в сериале точно соответствуют образу номенклатуры времен Брежнева. Но у этого персонажа есть и вторая функция - он отвлекает внимание на себя и таким образом защищает очень опасного врага, доктора Белова - это полночи гнилую интеллигенцию! А еще у него есть особое свойство - после трех классов образования он становится терапевтом, но отказывается оказать медицинскую помощь раненым солдатам из-за личных переживаний. И четыре года он лжёт всему коллективу, что он терапевт, а не хирург! Разве это не саботаж?! Как он мог давать клятву Гиппократа? Точно так же он врал и перед другими людьми. С детьми он разругался из-за мозговой косточки! А с женой у него разговор только о пшёнке! Это очень опасный враг. Почему он не оказал помощь солдату, у которого не реагировали зрачки?! Возможно, это сделано умышленно. Именно такие самоназначенные интеллигенты громче всех клеветали на СССР, врали про репрессии и пресмыкались перед Солженицыным.
Советую этому сериалу к очень серьезному просмотру.
Вероятно, я допустил ошибку в оценке сериала, посвященного критике советской власти Белова. В нём четко отражено лицемерие и лживость критика, который не просто критикует жёсткий подход Белова, но также настаивает на переходе от общего наркоза к местному, когда раненый солдат переживает невыносимую боль, такую, что ему приходится несколько помощников для поддержания. Диалог между Беловым и Даниловым о массовом героизме производит сильное впечатление - Белов заявляет, что привык к массовому героизму, но Данилов продолжает восхищаться героизмом советских людей. Потому что для Белова людей не существует, и их боль тоже не имеет значения.
Однако, в то же время, коммунист Данилов действительно любит людей! В этом сериале четко демонстрируется лицемерие и лживость критика Белова, а также его непонимание людей и их проблем. Он критикует жёсткий подход Белова, но при этом настаивает на переходе от общего наркоза к местному, когда раненый солдат переживает невыносимую боль, такую, что ему приходится несколько помощников для поддержания. Это не просто критика, а реальное понимание ситуации и людских проблем.
Белов говорит о привычке к массовому героизму, но Данилов продолжает восхищаться героизмом советских людей. Для Белова людей нет, их боль тоже не имеет значения. А коммунист Данилов действительно любит людей! Это всего лишь малая часть того, что я увидел в этом сериале о критике советской власти Белова.