На теледраме с грохотом провалилась драма: рейтинги стремительно сокращались от 5,2 до 3% к последнему эпизоду, став одним из самых скромных показателей на Channel 5. Мне пришлось посмеяться над статьей Скотта Мендельсона, где он жаловалась, что проклятые расисты Голливуда совещались и специально снимали цветных актёров в заведомо провальных проектах, чтобы похоронить их карьеры. А теперь я начинаю задумываться - а что, если это действительно так? Потому что за последние годы это уже второй после «Летящих сквозь ночь» проект небольшого послужного списка Джоди Тёрнер-Смит, который не обмолвился ленивым. И дело не только в скандальном кастинге - бывает, что сюжет и игра актёров заставляют забыть о нём. Просто сам мини-сериал оказался таким затянутым и унылым, что даже на скорости 1,5 я порой не мог дождаться развития событий или хотя бы содержательного диалога.
Наверняка многие помнят, что Анна Болейн была любовницей и затем второй (но далеко не последней) женой Генриха VIII. Его брак с ней стал причиной английского Brexit того времени - Реформации, выхода из подчинения Католической церкви, отказавшейся аннулировать первый брак короля, и затяжного периода смуты. Но вся эта предыстория, все подробности в сериале опущены, он очень камерный. В нём показаны последние месяцы жизни Анны, когда король начал проявлять к Джейн Сеймур больше внимания, и Анна начала беспокоиться о том, что под ней зашатывается трон. И тогда Анна... не делает ничего. Играет в карты. Присматривается из угла в угол. Ревнует короля к молоденькой фрейлине и срывает злость на павлинах. Строит интриги против дочери короля, чтобы держать её подальше. Хамит послам и придворным. И сама выслушивает упрёки в том, что она - самозванка, которая вместе с королём убила его законную жену. Вроде бы озабочена судьбой дочери, но та воспитывается отдельно, а материнская привязанность не очевидна зрителю. Зато она постоянно держит при себе брата, танцует с ним, целуется - видимо, специально ради последующего обвинения в инцесте. Спи в одной постели с фрейлинами. Собирает слухи. Стоически переносит потерю ребёнка - этому уделено аж целых пять минут экранного времени. Скандалит с королём, словно секретарша, обнаружившая, что любовник-шеф вовсе не собирается продвигать её по службе: "Перед свадьбой ты обещал мне совсем другое! Где мои перспективы, моя власть?!". Отпускает сомнительные шуточки, впоследствии стоившие собеседнику жизни. В один прекрасный миг на ровном месте попадает в тюрьму и лишается головы под пафосным монологом. Вот и всё содержание.
Количество событий так же скромно, как и драма по своему характеру. Если задача шоураннеров заключалась в передаче атмосферы изоляции и безнадёги, показе некой абстрактной несчастной, беспомощной женщины, опостылевшей жены, не нашедшей любви и поддержки ни среди черни, ни среди знати - им это удалось. Но если они хотели познакомить нас с личностью Анны Болейн - задача провалена, поскольку непонятый зрителю с историей человек скорее всего ничего не поймёт.
Как Анна Болейн стала королевой? Почему она так не полюбила народ и что за «законная королева», которую та якобы убила? За что она не любила испанцев? Чего она желала, помимо власти? Какие идеалы она исповедовала? Почему Генрих так быстро охладел к ней после свадьбы? Была ли она оболгана или действительно изменяла ему? Что за мужик с ехидными глазами (Кромвель) и почему королева так враждебно относилась к нему и его, в общем-то, здравым идеям? Сериал не даёт ни собственной оценки событий, ни биографических подробностей, ни сколь-либо толкового конфликта и раскрытия персонажей.
Тем, кому хочется больше мотивов, деталей, интриг, человеческого взаимодействия, лучше пересмотреть «Волчий зал» или даже, чёрт с ними, «Тюдоров».
Что до реакции на кастинг - она одинакова во всём мире. В англоязычном сегменте соцсетей я не читал таких дружных проклятий и обвинений в фальсификации истории уже давно. Аргументы «против» у англичан ровно те же, что и здесь, и я с ними полностью согласен.
Есть в этом некоторый элемент мести: мол, товарищи, любящие покричать о вайтвошинге и культурной апроприации, забыли, что это работает в обе стороны? Стоило ради таких ассоциаций снимать сериал, который и без того пестрит историческими неточностями?
Американцы уже признали «расовую слепоту» на кастингах ошибкой и пошли по пути квотирования, специально прописывая подходящие роли под цветных актёров - так, по крайней мере, можно рассчитывать, что персонаж будет на своём месте. Но англичане почему-то продолжают упорствовать.
Кастинг чернокожей Анны в сериале оказался до нелепого глупым: Томас Говард, её дядя, был белый и рыжеволосый - то есть просто не мог иметь чёрную сестру. И это учитывая нравы той эпохи, когда появление чёрной королевы даже теоретически было невозможно.
Чернокожие жили в исторической Англии, обладали гражданскими правами, вступали в браки с англичанами, могли быть предпринимателями и даже священниками - правда, многие предпочитали другое ремесло: к определённому моменту в стране скопилось столько чёрных «профессиональных нищих», что Парламент впервые задумался об ограничении миграции.
Но в эпоху Генриха VIII их было единицы, и среди них, разумеется, не было потомственных аристократов, союз с которыми был бы приемлем для общественности и выгоден для династии. Итак, история чёрной Анны может быть только историей любви короля к мигрантке-простолюдинке, против неравного брака с которой восстала бы вся Европа.
Такой истории не было никогда. Кроме того, в современных реалиях история обрастает дополнительным расовым подтекстом, изначально не подразумевавшимся - чего стоят одни только исторические заверения короля, что на этой страшной чернявой обезьяне его заставили жениться колдовством.
Стоило ради таких ассоциаций снимать сериал, который и без того пестрит историческими неточностями?