Сердце моё взбодрено при воспоминании о том, как мы с близкими восхищались сериалом "Приключения Эраста Фандорина", созданным Б.Акуниным... Да, да, теперь давайте начнем с делом.
С самого начала скажу, что моя точка зрения на этот сериал изменилась во время просмотра практически противоположной. Будучи поклонником литературного оригинала, я смотрел его "через зубы", не ожидал ничего выдающегося. И внезапно меня заинтересовала следующая информация:
- Отличный актерский состав, такой впечатление, что даже массовка – это актёры на своих местах, кроме некоторых исключений, конечно;
- Хорошая режиссура. Качество очевидно в том, что актеры играют правильно, чувствуешь, что они сделали все на "отлично";
- И качественная операторская работа не уступает;
- Замечательная музыка и оформление, все слилось с сюжетом без какого-либо диссонанса;
- Вполне себе ненавязчивое хулиганство, например, мавзолей в Аргентине или разломанный минивэна с цитатой Акунина в дворе дома))
Теперь я возьму большую ложку и пойду искать деготь.
Сперва хочу упрекнуть сценаристов. Они читали книги, по мотивам которых они пишут сценарии? В противном случае, почему бы не прочитать хотя бы самые главные произведения? Вы просто "чуть-чуть" заделали все в оригинальной идее изначального произведения (необходимость готовить настоящих профессиональных педагогов, способных раскрыть потенциал человека еще в детском возрасте). Где персонаж «леди Эстер», эта гениальная женщина с скорпионами в голове? Она появилась только в двух эпизодах? Или вам важно сегодня показать, какие все "фюреры" плохие? Ну, мир их будет ценить!
Ну и где Бриллинг? Считаю, что он самый интересный персонаж, который создал из лопоухого, нерешительного юнца будущего гения сыска. Этот юноша увидел и меньше чем за месяц вырос в парня стальной стержень? Или вы считаете, «гении пера», что такой персонаж менее интересен, чем тот "молодец-лакей", который "опыливает" одинокую несчастную царицу? Даже не знаю, где кастинг-директор смотрел, приглашая на роль Бриллинга того актера. Роль ему не подошла, а осталась неснятой.
Теперь о общей атмосфере "альтернативной истории" государства Росиийского... Это скудно и убого, я бы сказал даже непатриотично. Лично мое мнение, что при предлагаемых аффторами линиях развития страны... ну, все было бы по-другому, намного интереснее и эффектней. Понимаете, каждый имеет свой взгляд на этногенез, но считаю, полный отказ от компьютерной графики (ну кроме позорных красных фонтанов и "голограммы" "фюрера", пришлепанных на штандарты), это большая ошибка. Мне кажется, что денег было не так много? Эххх( Ну да ладно... Хотя... Думаю даже после всех премьер можно попробовать отыскать спонсора и довести все до ума, таким образом, может быть, даже новое рождение сериалу. Но это по желанию.
Ну, собственно, вроде бы все, что хотелось сказать по этому поводу. И в целом мне понравился сериал, даже было немного жаль, что продолжение его, благодаря "гениям пера", невозможно... Хотя... Есть вариант отправить Фандорина в какие-то далекие земли, пусть он набирается ума и там, или там он чудом окажется взаправдашним спасителем России, а Фандорин этим проникнется. Ну или Фандорин проснуться, и поймёт, что 6-я серия ему приснилась, и дальше все пойдёт как должно...)) В общем, есть варианты...) Если надумаете создатели со мной свяжитесь, еще идеи подброшу)))
Таким образом, так скажу: "Если бы я еще не видел сериал «Фандорин. Азазель», то посмотрел бы его и даже с удовольствием!" Всем мира и добра!
Российский кинематограф стал жертвой собственных амбиций, превратившись в сумасшедший дом для персонажей и создателей сериалов. Вынос бюджета на постпродакшн был роковым решением, подобно тому, как взрослые «дядьки», увлеченные высоким искусством Тарковского, преподают правильность кинематографического процесса в университетах, но их же сериалы бросают вызов основным принципам съемки и логики повествования. Бурный вопрос: почему тогда они не могут вывести фильм через режиссерскую работу, построение кадра и истории в целом? Отсутствует чувство полной картины происходящего, что-то где-то происходит, но это и есть весь сериал. Оставляет желание ответить на вопрос: как дело «Азазель» в какой-то момент оказалось закрытым, когда до сих пор не было достигнуто ни одного значимого результата? Представленные аргументы выглядят искусственными и притянутыми за уши, напоминая риторику нового начальника Бриллинга.
В сериале ощущается желание сделать красиво и понятно, подобно заграничным детективам, но вместо этого получилось что-то традиционное и обычное. Эстетика картинки — это, безусловно, главная проблема. В ней обычно выезжают русские сериалы на онлайн-платформы, и они единственно способны заставить зрителя погрузиться в атмосферу жизни героев и «поверить» им. Музыкальное сопровождение также не слишком удачно выбрано: песня Амалии в исполнении оказалась полной провалом как для всего сезона, так и для сцены «красоты любви». Присутствует чувство того, что это все должно быть как-то differently. Однако, по сути, выбор композиции оказался не таким уж и плохим, просто он не подошел к настроению момента. В итоге получается так, что важный элемент «кайфа» от сериала должен был раскрыться в этом ключе, но, увы, это так и осталось не сделанным.
Вопрос о выборе Максима Матвеева на роль царя стоит либо все или ничего. То же самое касается роли Фандорина. Сепарация Матюши не прошла даром: теперь мы знаем, что некоторые актеры способны создать более правдоподобные персонажи в других проектах.
Нетерпеливые гурманы культуры, увлёкшиеся невежеством, уже давно перестали оценивать художественные произведения по их творческим достоинствам. Сегодня критики судят о качестве сериала или фильма по тому, насколько он способен подхватить актуальность момента и вписаться в непонятные нам времена. И это, наверное, самое печальное, что может произойти с нашим культурным обществом.
Садитесь, друзья мои, и позвольте мне пересказать вам историю о том, как мы превратились из читающей нации в Акунинскую библиотеку. Парадокс заключается в том, что теперь мы судим о художественных достоинствах фильмов или сериалов не по их инновационности и качеству, а скорее по теме и актуальности.
Наверное, одной из причин этого явления является отсутствие умения сочинять собственные истории. Сегодняшние сценаристы зачастую ограничиваются повторением уже проверенных шаблонов или просто подхватывают идею без глубокого понимания ее смысла и значения. Они забывают о том, что наше культурное наследие богато разнообразными литературными произведениями, которые воплощают самые разные стилистические и жанровые эксперименты.
В частности, я хотел бы отметить попытку экранизации "Мертвых душ" Гоголя. Возможно, это был не лучший выбор для начала с культурной перестройкой нашего общества. Режиссёр и актеры проявили явное безуспешие в попытке перенести на экран произведение из классики мировой литературы.
Такая невзрачная постановка, как "Мертвые души", вызывает желание задуматься о том, почему сценаристам не дают задачи в плане вдохновения при написании сценариев. Причину тому следует искать в отсутствии глубокого понимания художественных достоинств и необходимость в повторении тем и мотивов из литературных классиков, чтобы сделать их более доступными для широкой аудитории.
С каждым годом мы видим, как наш культурный вкус сгущается все больше. Сегодняшние телесериалы и фильмы в первую очередь занимаются темами повседневной жизни, которые не требуют от нас критической мышления или вдохновения. Мы теряем возможность вдохновлять друг друга через искусство и вместо этого мы находимся перед экраном с его поверхностным содержанием.
Теоретически любой человек может написать сценарий и поставить фильм или сериал, даже если у него нет никаких художественных талантов. Но это не является творческим подходом к искусству, а скорее плагиатом и отсутствием вдохновения.
Следовательно, я глубоко убежден в том, что нам нужно вернуться к основам нашего культурного наследия и почитать классические произведения. Мы должны научиться ценить творческий потенциал писателей прошлого, которые уже показали нам, как создавать персонажей, сюжетные линии и структуру произведений.
Если мы не начнем этот процесс, то в ближайшее время о качественных сериалах и фильмах (которых, по сути, все равно нет) можно будет и не мечтать. Следовательно, я ставлю оценку 0/10 за эту попытку экранизации "Мертвых душ" Гоголя, а также присваиваю ей почётный орден "Пробитое дно" под номером два.
Имелась попытка создать увлекательный сценарий, полную честность в этом отношении заслуга не отрицается. Однако, если бы внимание сосредоточили исключительно на персонаже Фандорина и не пытались втиснуть в историю фрагменты, списанные у английской монархии со всеми ее недоработками, то результат был бы куда более впечатляющим. Правда заключается в том, что это самый слабый момент этой истории.
Кроме того, не менее обидно, что создатели полностью не отработали окружающий мир альтернативной реальности. Эта простая мысль о том, что в нашем мире во время первой мировой войны потерпела поражение не только Российская империя, но и явно эта идея не пришла им в голову. А если бы первая мировая войны не случилась, то где остальные империи? Учитывая, что причина для этого конфликта сама по себе не рассосется, да и войну за Болгарию против Османской империи не удавалось вписать в альтернативный мир, поэтому на Ближнем Востоке происходит что-то нелепое и непонятное с туманными перспективами.
Примечательно, что исполнение ролей достойно только у двух актеров - Владислава Тирона и Максима Матвеева. У остальных... в общем, как всегда бывает. Окончание сериала открыто, но не испытываю веры в то, что оно будет продолжено, учитывая того, кто является автором книги-источника. Может быть даже это будет к лучшему.
Вступайте в новую эпоху россиянского сериала, проложившего себе путь через недалекие границы альтернативной литературы-истории. Этот сериал явно стоит своей конкуренции на мировом рынке, учитывая, что он прямо вдохновлен знаковыми фигурами и общей концепцией. В скором времени он определенно займет свое достойное место как родоначальник этого жанра.
Написанный с учетом вкусов поколения 40-, сериал может оказаться слишком сложным для просмотра для зрителей старше 40 лет, если они не имели детской любви к фантастике. Однако сюжет воплощен так мастерски, что он будет держать вас в напряженном ожидании до последнего кадра. Игру актеров можно назвать просто блестящей, а операторская работа с эффектами оставляет невосполнимую кинематографическую красоту. Особо стоит выделить превосходную игру света и тени в знаковом диалоге Фандорина с графиньей Эстер - это кино на самом деле.
Это главное отличие этого сериала от его иностранных аналогов: он по-настоящему кинематографичен. К сожалению, импортируемые сериалы все больше стремятся к телевизионной сущности. Многочисленные отсылки в сериале точно найдут свое применение каждому зрителю.
Судя по Владиславу Тирону, похоже, начинается период смены Костолевскому и не только в типаже персонажей. Надеюсь увидеть его на экране "большого кино" в скором времени.
Жалею, что я этого не заметил сразу, теперь можно было бы пересмотреть сериал, не обращая внимания на сюжет, а сосредоточившись только на отсылках и мелких деталях. Именно за этим они смотрят черно-белую "Сильву"?