Я благополучно пережил эксклюзивный просмотр «Утомленных солнцем 2: Предстояние» в день премьеры, и мое сердце буквально разорвалось на части от мощного эмоционального взрыва. Думаю, никто не возражал бы против того, чтобы я написала рецензию, но из-за хаотического вихляния мыслей и чувств я просто проскочила мимо возможности дать хоть какую-то отзывчивую оценку этого сокровенного шедевра.
Истерическая реакция на творчество Михалкова во время февральских событий, по правде говоря, оказала некоторое влияние на меня, не дав мне почувствовать полноценного эмоционального взрыва от просмотра фильма. Скорее всего, это связано с эффектом толпы, когда я проникся ненавистью к Михалкову, и так и остался не в состоянии объяснить никому причину этого чувства. Этот эмоциональный шторм заставил меня написать злобную, оскорбительную рецензию того времени, и тогда у меня было особое чувство гордости за свою «гражданскую позицию». И только после повторного просмотра трилогии дошло до меня, что все то, что я написал, было в полной оппозиции к моим искренним мыслям и чувствам.
Я видела этот фильм не только глазами, но и сердцем, и чувствовала все то, которое хотел дать почувствовать зрителям режиссер – и ужасающие военные годы, когда несгибаемые мужчины с хитроумными прибаутками отправлялись на смерть. Они буквально выпивали жизнь в огромных глотках, пытаясь хоть как-то оттянуть ее последние минуты – и глядя на них, я невольно жадно дышал воздух пересохшим ртом.
И что бы ни говорили о Михалкове, у него есть одна уникальная черта, присущая только ему - передача сложных психологических моментов с помощью обыденных предметов, будь то пуговица, бабочка или телефон. Чтобы обыграть это потребуется не только умение сыгранной сцены, но и сама жизнь. А затем подарить ее зрителям.
В этом фильме завораживает все: актерская игра, работа оператора и звуковое сопровождение, которое буквально берет тебя за руку и ведет вглубь экрана, туда, где разворачиваются события. Ты буквально тонешь в этой музыке, но почему-то совсем не хочется вынырнуть на поверхность.
«Утомленные солнцем 2: Предстояние» - это фильм даже не о жизни во время войны, а всего-навсего шедевр о смерти: беспощадной и безжалостной к тем, чей срок пребывания на земле подошел к концу. И в эти последние мгновения самыми важными оказываются ключи от дома, теплая весточка из той счастливой жизни, которая может закончиться в любую минуту – безвозвратно и неотвратимо. А если тебя не перемолотили жернова войны, а тебе удалось выбраться из этой гигантской мясорубки - счастье твоей встречи с родными и близкими оказывается лучшей наградой за все, что ты пережил. А это именно тот приз, на который ставят выжившие, а не эфемерное богатство и благосостояние, которое может исчезнуть в любую секунду.
В наше время, когда балом правит меркантильность и потеря истинных ценностей, фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние» актуален, как никогда. Он заставляет переосмысливать сегодняшнюю жизнь, поднимает позабытые ценности на их достойную высоту. Я уверена, что любой, посмотревший эту картину, со мной согласится.
Всё написанное мною – это не попытка оправдаться за написанную перед тем рецензию или способ подхалимажа к Михалкову. Возможно, даже этот текст написала не я, а моя совесть.
Моя непреклонная решимость посмотреть очередное творение Никиты Михалкова, фильм "Утомленные солнцем-2", была в буквальном смысле сражена страхом и паникой, подобно тому, как человек, впервые увидевший яркий свет после долгого пребывания в темноте глубокой пещеры, может быть парализован предсказуемым разбитием восприятия.
Но я знал, что если не стану смотреть этот шедевр, то потеряю свою уникальную возможность насладиться его глубиной и красотой. Итак, я взял себя в руки и принял решение не останавливаться на полпути, как это часто делают при соприкосновении с чем-то невероятно потрясающим, опасаясь быть перенасыщенным чувствами.
Моя предвзятость была так велика, что даже моя пищеварительная система начала бить тревогу, чувствуя грядущее потрясение. Но я знал, что нужно прибегнуть к терпению и постепенно втягиваться в этот потрясающий мир, как будто открывая для себя новую кухню, где готовят изысканные блюда, слишком разнообразные и вкусные на мой маленький желудок.
Каждый кадр фильма представлял собой нечто поистине уникальное – это была настоящая художественная галерея, наполненная глубиной и красотой. Вся моя чувствительность к этому шедевру возросла после каждого нового события на экране, как будто я сам становился его участником.
Но что еще более удивительно, так это то, что в моем сердце зажеглась любовь к актерам, которые сыграли в этом фильме. Их игра была настолько правдоподобной и совершенной, что я просто не мог отвлечься от них, как если бы читал роман в повествовании первого лица.
Творческая гениальность режиссера достигает таких высот, что даже на первый взгляд она кажется непостижимой. Но именно это и делает этот шедевр таким уникальным и вдохновляющим, подобно тому, как если бы ты получил возможность увидеть жизнь с особого ракурса, который позволяет видеть все вокруг в новом свете.
Итак, теперь я жду продолжения этого замечательного фильма, хотя и с некоторым страхом, что после такого впечатления все остальные фильмы будут казаться как пустота. Но я знаю, что это просто следствие того, что был достигнут новый рубеж в искусстве, подобно тому, как когда человек начинает читать по-русски после долгого периода изучения этого языка.
Таким образом, я хочу сказать всем остальным зрителям: если вы хотите увидеть совершенство в действии, то не упустите возможности посмотреть "Утомленные солнцем 2: Предстояние", и вы сможете прикоснуться к подлинному искусству. И помните, что после этого вы будете видеть все вокруг по-другому!
Мой интерес к этому фильму был подогрет не только восторженными отзывами или броскими рекламными баннерами, но и злобной критикой. А возможно, именно этот негативный стимул подтолкнул меня на решение лично оценить данное творение.
Просмотр «Утомленных солнцем 2: Предстояния» стал неожиданностью – в течение трехчасового просмотра я оказался в полном улове фильма и не мог оторвать взгляд от экрана.
Не стану останавливаться на личных отношениях с Михалковым, каждый человек имеет право на свое видение этого режиссера. Однако в этой картине – безусловно - лучший фильм о той страшной войне, которая посетила нашу Родину. В данном творении отсутствует примитивное противопоставление добра и зла, разделяется не однозначный раздел на «хороших» и «плохих», что является распространенной ошибкой в военных фильмах.
«Утомленные солнцем 2: Предстояние» - это не пропагандистский продукт ни той или иной идеологии, подчеркивающий доблестные действия людей ради всеобщего равенства и победы революции. Это смерть – мучительная, грязная, с кровью и паническим страхом – теми самыми ощущениями, которые неизбежно сопровождают войну. Мирное население в этом фильме не совершило героических поступков, а просто сбегало от смерти, бессознательной и безобидной для большинства из них. Напротив, фашисты не представлены как тупоголовые маньяки, ослепленные желанием убивать и ненавистью к тем, кто рядом с ними. В данном случае они изображены как люди – пусть и враги - со своими проблемами и радостями.
Некоторым из старшего поколения может показаться, что этот фильм воспринимается как Голливудский продукт, и возможно, им даже правы будут, поскольку он действительно представляет собой нечто новое для нашей страны. Актерская работа в картине - это, по моему мнению, высшее выражение таланта лучших актеров нашего времени.
Однако есть одна сцена, которая вызывает определенные сомнения: у медсестры Котовой – на которую безжалостно смотрит режиссерская внучка - откровенно не получилось оголить грудь.