После катастрофической трагедии Лак-Сабен стал мертвым углом реальности, где время замерло на полутонах безрадостного ожидания. В этой глухой канадской деревне, где природные красоты еще недавно были бьющими в глаза и привлекательными, теперь царит ощущение непредвиденного и угрожающего неведения.
Катастрофа: что случилось в Лак-Сабене?
Сводки об официальных причинах говорят о «техногенной аварии» - в результате взрыва на ближайшем промышленном объекте, пожара, токсичных выбросах и неопределенном сбое в системах безопасности. Однако жители деревни знают, что то, что произошло, невозможно объяснить простым термином «технический сбой». Им приснилось кошмарное сновидение: небо над Лак-Сабеном разгорелось в багряном цвете, земля сотрясалась изнутри, а затем наступила эта непривычная для природы глубокая тишина.
Когда приехали спасатели, они обнаружили на местах не только разрушенные дома, но и странные подробности:
В одном из домов мебель была покрыта тонким слоем инея, хотя в это время года было лето;
В другом доме часы застыли ровно в 3:07 и больше не шли, несмотря на замену батареек;
На центральной площади стоял целый стул, вокруг которого земля была чередующимся слоем из разрушенных и неповреждённых участков.
Но самое пугающее - это люди. Некоторые погибли сразу, другие словно «выжили», но превратились в других людей.
Выжившие: как катастрофа изменила жителей
1. Марк – врач, который больше не верит в медицину
До катастрофы он был уверен в себе - лечил, спасал и знал ответы на все вопросы. Теперь он не может даже посмотреть в глаза своей дочери Лоре, которая перестала говорить после катастрофы. Его жена Клэр пытается держаться, но ее улыбка стала просто мышечным спазмом - рефлексом, который еще не успел исчезнуть.
Однажды ночью Марк видит во дворе фигуру в черном плаще, которая стоит под деревом и не двигается. Утром он находит на том же месте детскую куклу, которую Лора потеряла за неделю до катастрофы.
2. Клод – мэр, который больше не верит в людей
Он пытается получить помощь от властей, но чиновники просто машут рукой и говорят: «Бюджет», «Протоколы», «Расследование». А тем временем дома продолжают разрушаться сами по себе - не от времени, а как если бы их кто-то разбирал изнутри.
Однажды Клод замечает, что в документах пропадают страницы. Вчерашние отчеты сегодня оказываются пустыми. А в зеркале мэрии он иногда видит отражение, которое на секунду отстаёт от его движений.
3. Мари - учительница, которая ведет летопись мертвых
Она записывает последние слова умирающих. Но после катастрофы умирающие начали говорить одно и то же:
«Они пришли. Они здесь.»
А затем она находит в своем дневнике записи, которых не делала. Чей-то почерк. Чьи-то слова:
«Ты уже одна из нас.»
Озеро: что скрывает вода?
До катастрофы озеро было просто местом для рыбалки, купания и пикников. Теперь же оно ведет себя странно:
Рыбаки находят в воде предметы, которых там не должно быть - детские ботинки, очки, обручальные кольца.
Вода иногда становится густой, как сироп, а иногда - абсолютно прозрачной, так что видно дно, хотя глубина там десятки метров.
По ночам над озером появляются огни – не фонари, не отражения, а что-то, что движется против ветра.
Однажды мальчик по имени Люка, потерявший в катастрофе родителей, говорит Марку:
«Они не ушли. Они просто стали частью озера.»
Вывод: можно ли убежать от прошлого?
Лак-Сабен - это не просто место. Это состояние. Те, кто уезжает, обнаруживают, что не могут спать – им снятся сны, в которых они все еще там. Те, кто остается, начинают забывать, как выглядело «до».
Кинолента оккупировала меня своей сумрачной настроенностью, оставив после себя долгое зловонное воспоминание. В небольшом городке с населением 3000 человек, где каждый знает друга и казалось бы, все у всех на учете, произошла трагедия, которая обнажила секреты некоторых жильцов и демоническое начало тех, кто до этого показывался просто и скучно. Массовая истерия была показана с такой точностью, что бросает вызов пониманию того, как может возникнуть ПТСР, необходимость создания козлов отпущения и скорота сослуживцев на расправу даже в отношении невиновных людей. Роли персонажей демонстрируют, как в закрытой среде можно искажать информацию и оказывать влияние на коллективное восприятие посредством недоговоров, тайн и "медвежьих услуг" с негативным следствием усугубления уже трагического положения дел. После просмотра киноленты легко понять, как бездумные сожжения сотен женщин в средневековых временах за предполагаемое колдовство могли быть обусловлены простым сходством между соседками, сестрами и женами.