Мне пришлось прочитать целую галактику романов Людмилы Улицкой, но когда я finally оказалась в плену под чарующим потоком "Казуса Кукоцкого", у меня возникло четкое понимание того, какими именно должны быть персонажи. После прочтения этой книги мне пришлось откладывать просмотр сериала, опасаясь разочаровать себя из-за его неточного передача на экране романа. Однако уже с первых кадров я была покорена экранизацией и не могла отпустить эту ленту.
Сначала, пожалуйста, скажите о героях: они просто невероятно восхищают своей игрой! Чулпан Хаматова как Танечка — воплощение свободы и стремления к независимости. Елена Дробышева, исполняющая роль матери Тани, страдающей от болезни Альцгеймера, делает это с неизящной грацией и глубиной, показывая как молодую веселую, любящую и полную жизни женщину, так и ее же выпавшую из реальности и живущую прошлым. Так же потрясающе сыграл роль Павла Алексеевича Юрий Цурило — его внешность как бы идеально соответствует книжному персонажу. Мария Кузнецова не просто исполнила роль Василисы, но и превратилась в нее полностью.
Создателями этого фильма все сделано безупречно: атмосфера, нюансы истории Улицкой и даже голос за кадром от Алексея Баталова — всего все идеально гармонично подчеркивает тот романтический шарм, который был в сериале.
Сюжет картины, безусловно, имеет некоторые изменения. Однако они не портят фильма совсем. И даже наоборот: создатели очень хорошо справились с тем, как все соединить и чтобы история выглядела гармонично.
Действительно, мне понравилось отображение внутреннего мира Елены в пустынной тишине сознания этой героини. Присутствие таких сцен, хотя они и были затянутые, только добавляет к полноте картины и делает ее более полноценным произведением.
Жизнь Танечки просто потрясающе была изображена в фильме! Мне, скорее всего, это мало кто заметил, но жизнь Танечки повторяет жизненный путь ее матери. Какой прекрасной была ее жизнь: пусть она и коротка, но полна нежности и любви.
Фильм поднимает очень актуальные темы, такие как легализация абортов, проблемы генетики и вопросы морали, которые озадачивали Танечку. Так же есть семейные конфликты и проблема выбора жизненного пути: жить как все остальные или отправиться в свободное плавание? И все поднятые в фильме вопросы очень наглядно характеризуют эпоху, показанную в фильме (40-е-80-е годы) и охватывает важнейшие события, которые происходили в тот период.
Наиважнейшим является отображение главной идеи книги и сериала. А что же это за Казус Кукоцкого? Я считаю, что сохранивший множеству женщин жизни, встречавший огромное количество новорожденных детишек Павел Алексеевич так и не сумел осчастливить главных в своей жизни женщин ни Танечку, которая скончалась в роддоме, ни Елену, которая затерялась в лабиринтах своего подсознания.
"Рассказанная Людмилой Улицкой история, которую адаптировал Юрий Грымов, по моему мнению, представляет собой крайне актуальную и притягивающую зрительницу тему. Понятно, что эта экранизация, как и многие другие, не избежала острого противоречия: что лучше - книга или фильм? лично я считаю, что книги всегда выигрывают у их экранных адаптаций, поскольку в них сохраняется полнота драматического образа, а режиссёру часто приходится прибегать к инженерной манипуляции с текстом, чтобы удовлетворить цензурные и коммерческие ожидания. В данном случае книга "Доктор Живаго" - лауреат Букеровской премии - предлагает читателю богатую, сложную и многозначительную картину жизни доктора Кукоцкого, одного из лучших хирургов своего времени. Этот сериал посвящен борьбе доктора за легализацию абортов и его попыткам отменить постановление 1936 года, запрещающее эту процедуру.
В моем мнении, данный телесериал предназначался для определенной аудитории - людей, имевших хотя бы минимальный опыт работы в медицине или личного опыта с абортами. Им же, скорее всего, придется по душе атмосфера советского времени, пронизанная мистикой и нравственными дилеммами.
Всего лишь перечислим достоинства этого произведения: замечательные актеры - Елена Дробышева в том числе. В фильме задействован целый ряд медицинских тем, демонстрирующих парадоксальность узаконенного детоубийства как средства спасения детей и подчеркивающих беззащитное положение женщин перед лицом обстоятельств, неподконтрольных им. Показано праве женщины на свободу выбора и ее ответственность не только перед собой, но и перед своей совестью, Богом и нерожденным ребенком.
В истории доктор Кукоцкий и его жена переживают все самые радостные и горестные моменты жизни. Очень трогательно описана их любовная история с ее гранями и нюансами. "В любимом человеке достоинства восхищают, а недостатки умиляют" - это одна из цитат, которая глубоко проникла в мое сердце.
Недостаток сериала заключается в излишней мистификации и экзорцистских мотивах, которые, на мой взгляд, создают некоторую неловкость. В противном случае я считаю, что этот сериал стоит внимания любой аудитории, заинтересованной в глубоком понимании истории Советского Союза, его эпох и людей, проживших это время.
С другой стороны, персонаж Танечки - одна из самых интересных и нравственных фигур в этом сериале. Героиня, живущая по принципам свободы и независимости, переживает множество событий, которые формировали ее характеры и убеждения. Очень точно описана жизнь Василисы - персонажа, которая унаследовала определенные социальные нормы и шаблоны, на которых она выросла.
В общем, я считаю этот сериал интересным для любой аудитории. Понятно, что он рассчитан в первую очередь на людей с медицинским или политическим опытом, но его темы и образы будут понятны и цениться любым зрителю, заинтересованным в глубоком понимании истории Советского Союза.
Сериал, безусловно, может быть признан как наиболее удачный отечественный проект. Однако описывать его простым словом "картина" не выходит у меня из глотки, поскольку данное слово стало устаревшим и теперь в редких случаях можно использовать для кинематографа современности и тем более для телевидения в целом. Однако яркий, живописный и легко узнаваемый почерк Юрия Грымова делает его продукцию особенной, несмотря на большое количество серий. Каждый год появляется множество минисериалов на экраны, но "Казус Кукоцкого" совершенно отличается от них. Он стимулирует повторное просмотр, что не мешает сосредоточиться на нем.
Этот проект объединяет в себе великую литературу и интересующее зрителей кино. Имеет свойство быть пищей для души, ума и особенно для глаз. Многие фильмы быстро забываются или уже забыты, но этот сериал оставит заметный след в истории современного кинематографического искусства. Возможно, главной причиной его успеха является то, что сам автор произведения принимал участие в создании сценария для данного сериала. Сотрудничество писателей и режиссеров встречается очень редко, но данный сериал демонстрирует необходимость часто совмещать их усилия.
В экранизации задействованы превосходные актеры, но я считаю, что успеха фильма есть заслуга как писателя, так и режиссера. Мы можем услышать не только слова действующих персонажей, увидеть события, а также все, что между строк, но далеко не все. Поэтому хочется пересматривать его с таким же рвением, как и перечитывать произведение, а именно подсчитать количество белых кошек в доме главной героини, узнать о том, какое растение было посажено Еленой в горшок, разбит ли он или нет.