Мне довелось отважиться на просмотр экранизации биографии Иосифа Сталина под названием «Жена Сталина». Мое отношение к этой фигуре всегда было противоречивым, как и к эпохе, в которую она принадлежала. Сложно даже представить, что миллионы людей находились в полном подчинении перед одним человеком, и еще более запутывающим является вопрос: как этот один человек мог решать судьбы целых поколений? Для меня это всегда оставалось загадкой. Немаловажная роль при этом сыграли личность Сталина и его семья, которая в значительной мере формировала его политическую личность и первое лицо Советского Государства.
Экранизация жизни Сталина привлекла меня своим уникальным подходом к теме. В центре внимания оказывается история людей, живших в стране, а также жизнь самого Сталина. Режиссеры сумели передать Иосифа Сталина как человека через призму его отношений с женой Надеждой. Это действительно удалось сделать. Остановившись на традиционном образе Сталина – злого гения, деспотичного и властного - создатели этой ленты показывают его в совсем другом свете. Он появляется перед нами как простой человек с четким разделением: семья - это семья, работа - это работа. Здесь Сталин демонстрирует свою способность любить, а в супруге он видит не только жену, но и соратницу. Он умеет быть нежным, ласковым, но его порывы могут оказаться удивительными, особенно на работе.
Я не имею права судить, точно ли передан образ Иосифа Сталина, ибо историки, а также мы, новое поколение, никогда не знаем его как человека. На каждого зрителя приходится свое виденье сложного персонажа. Актёр, исполнивший роль Сталина, создал образ в меру человечен, жесток и приземленный.
В фильме Ольга Будина великолепно сыграла роль Надежды - молодой, сильной и мужественной женщины, которая выбрала непростый путь. В начале она мягка, покорна и кротка, а по мере развития событий превращается в запуганную и загнанную женщину, раздираемую преданностью к мужу - главе государства и пониманием того, что происходит вокруг. Второстепенные персонажи представляют собой фон для изображения отношений Надежды и Иосифа. Сюжетная линия, связанная с многочисленными родственниками, мне показалась несколько расплывчатой, но так должно быть по задумке авторов сценария.
Профессионально подобранные актеры, диалоги между персонажами и общие сцены были завершены логически. Отличные съемки проходят на протяжении всей ленты, а особенно хороши сцены, снятые на даче у моря.
Мое впечатление от фильма - достойное произведение, в которое включены документальные вставки, которые выглядят логически и уместно. Фильм не предлагает свою точку зрения или навязывает определенную позицию зрителям; каждый может решить для себя, как относится к Иосифу Сталину и его жене Надежде. Этот фильм - история о любви и отношениях в сложных условиях политической жизни и личной судьбы двух человек.
Дебютная работа режиссера - это взрывной старт, который буквально взорвет ваше представление о реальности. Фильм полон событий, которые будут вас захватывать за живое и заставлять задуматься о том, что могло быть так непросто в жизни Аллилуевой, жены Сталина. Мой опыт восприятия образа ее персонажа очень сходился как со слепыми оценками по истории, так и с донельзя утомительными телевизионными передачами.
Будина сыграла роль своей жизни - она не просто подражала, она вживалась в образ, создавая что-то невероятное. Однако важно помнить, что актеры даже при наивной отдаче себя персонажу никогда не могут полностью предстать перед нами, как реальная личность. И то же самое касается и Дуты Схиртладзе в роли Сталина - он делал все возможное, чтобы стать ближе к своему образу.
История рассказывает нам о том, кого ищет Сталин в своей жене: соратницу или жертву. Нас знакомят с его отношениями со скромной и юной Аллилуевой и мы узнаем все про ее жизнь рядом с тираном. Риторический вопрос звучит так: мог ли тот, кто был воспитан на чувствах, стать такой жестокой соратницей, как Крупская? Сталин сам выбрал в жены этого малознакомого ему тогда человека, когда уже достиг возраста зрелости и имел опыт семейной жизни.
В стране такого времени не было никакой силы, которая бы смогла защитить ее или спасти от своего мужа. Он мог совершать над ней все что угодно безнаказанно! Акцент в сериале - это то, что Сталин видит в женах только сексуальный объект, и не способен на человеческое понимание и сочувствие. Его доводят до исступления такие маленькие инициативы своей жены.
Его характер характеризуется невозможностью терпеть мнения других и он относился к своим женщинам как к потребителям, резиновым и не способным сопереживать даже их физической боли, а уж совсем не говоря о душевных переживаниях.
В этом суть трагедии, которую после просмотра этой картины становится видно для всех зрителей...
Изысканный и мощный кинофильм, не обременённый лишним наполнением! По сути, это именно та картина, которая буквально «проникает» в сознание зрителя, заставляя задуматься о сложностях прошлого и его героинях. Хотя, может быть, было бы целесообразно добавить несколько сцен или фрагментов, чтобы раскрыть каждую из тем более детально, но, возможно, это была именно одна из целей создателей – подчеркнуть неопределенность того времени и страх людей перед сталинским режимом.
Театральный состав фильма просто бравурно исполнил свои роли. Голос heroine от первого же мгновения моментально завладевает сердцем, вызывая у зрителя скудную симпатию и побуждающую его продолжать наблюдать за дальнейшим развитием сюжета... Роль не выродившейся в «камертон» души чистой и нежной женщины просто великолепно сыграна.
Кинолента, несмотря на ужасающие события того времени, вызывает определённую ностальгию по прошлому, когда люди были готовы рисковать собой ради близких, идей и целей, а отношения между людьми считались бесценными. В какой-то момент зритель забывает, что это кинофильм, а начинает смотреть на происходящее как в окно, проникая в эмоциональную сферу персонажей, что является прямым признанием высотной профессионализма создателей картины. В техническом плане декорации, реквизит, актёрская речь и мимика героев показывают абсолютное отсутствие недочетов или нелепостей.
С исторической точки зрения, по мнению автора, фильм может оказаться важным вкладом в понимание того, что происходило во времена Сталина для современного поколения. И понять сложности прошлого можно именно через эмоции и чувства, которые удалось передать создателям этого сильного, лаконичного кинолента.