Чтобы понять изысканность сериала о жизни харейдов, необходимо обладать знаниями об их древней общине в Иерусалиме, которая существовала столетиями. Евреи приезжали в этот город в зрелом возрасте, имея достаточный капитал для посвящения оставшейся жизни изучению Торы, что было уделом бенефактора "бней мавет", или сынов смерти, как их называли местные арабы. Приезжавшие из разных стран Европы и Ближнего Востока образовывали в Иерусалиме свои кварталы с синагогами и домами учения. Поскольку языки Торы и Геморы были общими для всего еврейского мира, местные жители понимали друг друга без перевода. Но не все легко понять на слух - разное произношение у ашкеназов, сефардских и восточных евреев.
Чтобы не сбиваться в переводе, часто использовались записки. В сериале герои говорят по-сефарду, но цитируют Тору и Талмуд на ашкеназском диалекте. Идиш - особый язык, который был повсеместно распространен в довоенной Польше и Литеве. Он был таким же для всех - евреев-ашкеназов и сефардских евреев, живших в разных странах.
Сериал демонстрирует жизнь харейдов в квартале Меа Шеарим, который появился в 1874 году. Этот проект архитектора Конрада Шика был уникальным для своего времени и стал основой современного Иерусалима. Этот квартал образовался как укрепленная часть города с длинными зданиями и шестью воротами.
Харейды всегда жили не в городе, а на его окраине. Но, несмотря ни на что, они поддерживали свой особый стиль жизни - посвящение учениям Торы и соблюдение религиозных традиций. Харейдим были заметной частью израильского общества, но их жизнь была изолированной и бедной.
В настоящее время в Израиле такого же уровня жизни можно найти во Франции, Италии и Японии, а у харейдов доход на семью не превышает того, который есть у поляков или русских. В сериале показана их жизнь - скудная, но полна любви и уважения к друг другу.
Сериал подчеркивает превосходство харейдов в сохранении древней еврейской культуры, в которой нет современных ценностей - гонки за деньгами и успехом. В их жизни царит любовь, а на все они полагаются на Бога.
Фильм был снят в знакомых местах, где автор сам жил и учился в иешиве. Он признается, что в этих годах его духовно обогнал раввин - учитель, который заменил ему отца и научил его ценить добро. И хотя за благо платят меньше денег, чем за обычный труд, это счастье души, которая творит добро, оценивается выше всего материального.
В заключение он пишет: "Этот сериал знаменует поворотный момент в истории израильской культуры. Сто лет в Израиле пытались избавиться от иудаизма. Но теперь тоненький ручеек пробился из гетто в мир - с сохраненной в гетто еврейской человечностью, юмором и умом. Этот фильм не только семейная сага, но также плутовский роман о самииронии и юмористической насмешке над собой".
Мне пришлось потратить немало времени на просмотр израильского сериала "Штисель", который так долго пролежал в моих закладках. Моя знакомая, живущая в Израиле, неоднократно упоминала его в положительном ключе. Это режиссерская дебютная работа Алона Зингмана, а главные роли исполнили Довале Гликман (Шулем) и Михаэль Алони (Акива). Мне была интересна эта история о жизни ультраортодоксальных евреев, живущих в отдельном квартале Иерусалима. Хотя я читала о них, но как-то сложно себе представить эту обстановку, особенно для современного человека.
Оказалось, что они ведут свою собственную параллельную жизнь, которая кажется очень необычной и даже странной на первый взгляд. В этом городе с весьма прогрессивным образом жизни есть группа людей, которые пришли к определенным установкам для себя, делая человеческую жизнь гораздо более сложной и непростой.
Главное занятие для мужчин в этой обстановке - изучение Торы, которое они продолжают всю свою жизнь. Для женщин основным аспектом жизни является рождение детей и их воспитание, а также ведение домашнего хозяйства. В сериале "Штисель" мы встречаемся с семьей Штиселей, главная часть сюжета которой посвящена недавно овдовевшему отцу семейства Шулему и его младшему сыну Акиве.
Акива отличается от остальных членов семьи своей приверженностью к искусству, в частности рисованию и живописи. В ультраортодоксальной среде такие проявления не приветствуются, но Акива продолжает свои любимые занятия, несмотря на противоречивую реакцию других членов семьи.
Мы можем наблюдать за сложными отношениями между Шулем и его младшим братом Нухемом. Нухем представляется мне как жуликоватый тип, склонный к подлости и неуместному поведению, особенно учитывая его возраст и религиозные убеждения.
Акиве приходится очень нелегко из-за противоречий между его религиозными обязанностями и его любовью к искусству. Владелец местной картинной галереи помогает ему в его увлечении, но родственники Акивы постоянно выдвигают ультиматумы, мешая ему в его решениях.
В целом сериал "Штисель" мне понравился, хотя сценарий и не был идеально проработан. Были некоторые сюжетные линии, которые были плохо закончены или вовсе отброшены, но это не помешало получить интересную драму с глубокими персонажами. Ведущие актеры также сделали хорошую работу в своих ролях. Для тех, кто заинтересован этой тематикой, я рекомендую этот сериал для просмотра.
Серии «Штисель» – это увлекательный кинематографический проект, обладающий исключительным достоинством и подчас тронутым эмоциональным порывом. Рассказываемый в нём образ жизни ультраортодоксальной семьи, ее уклад и обычаи вызывают искренний интерес у зрителя, позволяя ему проникнуть в глубины их семейных отношений и взаимоотношений с окружающими ими людьми. Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что творческий коллектив, участвовавший в создании серии «Штисель», сумел приблизить аутентичный образ ультраортодоксальной жизни к читателю, делая его более понятным и увлекательным.
Начиная с создания проекта «Штисель» под руководством режиссера Алона Зингмана, члены творческой группы уделяли пристальное внимание деталям жизни ультраортодоксальных семей. И в результате получилась серия неординарная и правдивая – она показывает реалистичный образ жизни этого конкретного общества, его нюансы, а также то, что он имеет общий язык с остальным миром.
Вместе с тем, создатели серии «Штисель» стремились продемонстрировать подлинную ультраортодоксальную жизнь без преувеличений или вымысла. И в итоге их замысел был осужден весьма неплохо – успех сериала говорит о том, что он сумел проникнуть в сердца многих из тех, к кому он обращался.
Кроме того, творческий коллектив «Штисель» включал двух сценаристов, которые имели ультраортодоксальные корни. Им удалось создать серию, которая обрела широкую популярность и успех среди зрителей – а это уже не просто достижение!
Авторы сериала «Штисель» подчеркнули приоритетность объективности и реальности в изображении жизни ультраортодоксальных семей. И, судя по тому успеху, который она имела, можно сделать вывод, что создатели проекта сумели достичь поставленной цели.
Сериал «Штисель» демонстрирует, что ультраортодоксы не чем-то хуже остальных людей и не обделены теми же чувствами, которыми обладают все остальные люди. Следовательно, можно смело утверждать, что они точно так же любят детей, заботятся о внуках, стремятся жить по простым человеческим ценностям.
Вместе с тем, религиозные обычаи ультраортодоксальных семей не препятствуют им испытывать любовь и влюбленность. И это уже само по себе большое достижение! В результате получилась увлекательная история о людях с общими ценностями и стремлениями, способных жить вместе даже тогда, когда есть отличие в языке или диалекте.
Несмотря на то, что сериал «Штисель» имеет свои уникальные черты и занимает свое место среди других кинематографических произведений, он все же оставляет свою неизгладимую следу в сердцах многочисленных зрителей.
Я была потрясена необычайной глубиной и правдивостью этой истории о семье, которая демонстрирует нам реальность жизни в ее всей красоте и сложности. Этот сериал не просто представляет краткий отрывок из повседневности, а скорее затрагивает всю жизнь человека с ее экзистенциальными драмами и тревогами, которые каждый из нас хотя бы раз испытывал на собственной шкуре.
Каждый персонаж в сериале предстает перед нами как полноценный человек с его уникальными чертами характера, убеждениями, надеждами и фрустрирующими слабостями. Здесь нет героев и злодеев, а есть люди с их правдами и неправдами, каждая из которых представляет собой часть сложной человеческой натуры.
Фильм не ограничивается простым рассказом о жизни ортодоксальных евреев; он поднимает глубокие и важные вопросы общественного значения, касающиеся самопознания каждого из нас. Он задуман как размышление над смыслами жизни и ценностями, которые делают ее достойной нахождения в этом мире.
Несмотря на то, что мы можем не разделять некоторых их убеждений или менталитета, этот сериал означает нам, что у каждого человека есть потенциал к пониманию и сочувствию. В глубине всех наших различий лежит единство нашей человеческой природы.
В этом смысле, этот фильм может быть воспринят не только как хранительница стереотипов о жизни ортодоксальных евреев, но и как философский и эмоциональный опыт, который просвещает нас об уникальной красоте человека в его простоте и сложности.
В последнее время я не испытывала такого удовольствия, созерцая телесериалы. Недавно мне удалось оценить израильский шедевр, который принадлежит к уникальной школе кинематографа, отличающейся от остальных. В Израиле существует обособленная и традиционно-ортодоксальная еврейская община, которая представляет собой своеобразное государство в государстве. Сериал предоставляет возможность заглянуть за завесу в их уникальный мир.
Я была восхищена не только сценарием, но и режиссуру, а также актерской игрой. Иерусалим представлен как невиданное сокровище, полное красот и достоинства. Сюжет сериала рассказывает о семье, которая насчитывает несколько поколений. Предок отца главного героя прибыл в Израиль из Минска и уже пять поколений они обитали на благодатной земле. Такая близость к родне делает ненужными врагов, поскольку единственная необходимость – сохранение традиций и взаимопонимания.
Я рекомендую посмотреть этот сериал всем, кто ценит искусство и желает насладиться уникальным кинематографическим произведением.